СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

До не давнего времени с трудом верилось, что эпидемия короновируса может охватить всю планету и станет пандемией. Что беда может постучаться во многие дома и семьи. И не важно, сколько тебе лет, ребёнок ты или взрослый. Перед вирусом все равны. Никто из нас до последнего не верил, что в стране введут режим самоизоляции, закроются предприятия, детские сады, школы. Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Зная индивидуальные и психологические особенности детей, то, что наши непоседы не смогут долго сидеть без игр, занятий и движения, мы хотим дать Вам некоторые советы по организации жизнедеятельности детей в это нелегкое время.

Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?

ПОМНИТЕ: режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если ребенок уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Мы понимаем, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.
Каждый новый день начинайте с положительного психологического настроя и с весёлой утренней зарядки.

Старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Длительное сидение у экрана телефона, телевизора, монитора разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться на каких-либо действиях.

Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?

  1. Доступность – один из критериев качества, используемый при оценке дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно.

Обратите внимание на то, как расставлена в доме мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет.

  1. У ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и другие родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: «Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал». Но его усталость мы увидим в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.
  2. Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.

Чем можно заняться с ребенком дома?

Досуг является одним из аспектов, который в настоящих условиях в наибольшей степени ограничен невозможностью покинуть дом. Однако это прекрасное время, чтобы поиграть во все те игрушки, которые были убраны в дальний ящик. Ведь у нас в фокусе дошкольники, а для них по возрасту положено – играть. Игры с родителями и другими близкими родственниками для дошкольника это и полезно, и приятно.

Как можно поиграть? В игры, которые связаны с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…

Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций, здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.

Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.

Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории.

Очень хорошо, если у дошкольника есть кубики для строительства. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать большое количество игр.

Итак, смотрим семейные фильмы вместе, играем в настольные игры, общаемся, рисуем или занимаемся другими видами художественной деятельности… Все варианты хороши, потому что для самых маленьких присутствие и внимание их родителей – лучший подарок.

Обращаем Ваше внимание:

На сайте ДОУ в разделе «Родителям. Полезная информация.» Вашему вниманию представлены конкретные игры по всем направлениям развития детей, в соответствии с образовательно-воспитательными задачами на данный период текущего учебного года.

Еще можете попросить детей помочь вам в работе по дому. Придумайте что-то интересное, в чем будет участвовать вся семья. Даже мытье полов или приготовление пищи может стать приятным занятием, если все делать дружно и весело.

Также постарайтесь, насколько это возможно, обеспечить детям свежий воздух и солнечные ванны. Если у вас есть участок, внутренний дворик или сад – отлично. В противном случае чтения книги на балконе или у открытого окна тоже может быть достаточным.

И последнее, но не менее важное: имейте в виду, что дети долгое время не будут видеться со своими друзьями. К счастью, сегодня технологии позволят им оставаться на связи посредством видеозвонков или какой-нибудь сетевой многопользовательской игры.

Ну а всем родителям остается пожелать терпения и спокойствия. Помните, что карантин – это временная ситуация, так что постарайтесь сохранять оптимизм. Ведь у нас редко бывает возможность проводить столько времени с нашими близкими. Давайте ценить его.

Как быть с физическими активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?

Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно моторными движениями.

Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…

Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.

Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.

По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету «Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.

Как обеспечить защиту детей от короновируса?

Со своими воспитанниками начиная с младшего возраста мы проводили систематическую работу по основам здорового образа жизни. На протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении решаются задачи воспитания и обучения направленные на укрепление здоровья детей; закаливание организма; привитие гигиенических привычек и навыков культурного поведения.

Они знают, как вести себя при кашле и чихании, умеют пользоваться носовым платком, своевременно и правильно мыть руки. Наши ребята знают, чтобы быть здоровыми нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, правильно питаться.

Расскажите детям о профилактике коронавируса. Дети и подростки больше других рискуют заразиться, они часто близко взаимодействуют друг с другом и не являются эталоном в подержании чистоты.

Объясните детям, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица.

Убедитесь, что у каждого в семье есть своё полотенце, напомните, что нельзя делиться зубными щётками и другими предметами личной гигиены.

Часто проветривайте помещение, проводите влажную уборку.